Более 80 % поступающей извне информации человек усваивает через зрение. Именно этим фактом обусловлено значение наглядных пособий в образовательном процессе. В их числе имеются и учебные плакаты, которые являются одним из наиболее распространённых и доступных средств оформления учебных классов и аудиторий. Любое наглядное пособие, будь то обычный плакат или интерактивный стенд, обеспечивает лучшее понимание и усвоение учебного материала.
Стандартный вариант плаката – это полиграфическая продукция. Их печатают на бумаге или полимерных плёнках с использованием плотной основы из картона, пластика, других материалов или без неё. Современные технологии печати позволяют воспроизводить на плакатах изображения и тексты любой сложности. Кстати, учебные географические карты можно рассматривать как одну из версий плаката.
Обычные плакаты остаются популярным средством оформления учебных помещений, выступая в качестве наглядных пособий на любую тематику. Они дёшевы, их легко менять, поэтому плакаты идеально подходят для проведения тематических и предметных занятий. В числе классических примеров полиграфических плакатов можно назвать пособия для средней школы такой тематики:
с правилами правописания;
с физическими, математическими и другими формулами;
для усвоения слов и фраз из иностранных языков на начальных этапах их изучения.
Аналогичные по смыслу учебные плакаты также широко используются в любых других сферах обучения, включая высшую школу, профессионально-технические учреждения, курсы повышения квалификации и прочее. Каждый из нас имеет богатый опыт «общения» с этим видом наглядных пособий. Однако традиционные учебные плакаты понемногу теснят более современные интерактивные аналоги.
Необходимость современных наглядных пособий лучше всего иллюстрирует древняя китайская пословица: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». В отличие от традиционных плакатов их интерактивные аналоги могут «общаться» с нами.
У них немало общего со своими предшественниками – диапроекторами, стендами и другим оборудованием, которое используется для демонстрации учебных материалов, но в отличие от них интерактивные наглядные пособия управляются компьютером. Они в равной мере подходят для чтения лекций и проверки знаний. Преимущества электронных плакатов заключаются в следующем:
они могут вмещать сколь угодно много самой разнообразной информации на любую тематику;
интерактивный плакат обеспечит цельную и убедительную подачу информации;
с его помощью можно акцентировать внимание аудитории на основных тезисах лекции и подкреплять слова преподавателя графикой, фото, анимацией и другими средствами;
он позволяет вести интенсивное обучение больших групп учащихся;
интерактивный плакат легко вписывается в образовательный процесс и даёт возможность экономить время на подготовку и проведение занятий.