Обучение в высшем учебном заведении, особенно на техническом факультете, предполагает огромное количество лабораторных работ. Их суть состоит в выполнении заданий, касающихся специально смоделированной для этого ситуации, как под руководством опытного преподавателя, так и самостоятельно. Основной целью проведения лабораторных исследований является закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, приобретение практических навыков, овладение современной методикой решения тех или иных проблем. Для этого в вузах оборудуют полноценные учебные лаборатории, проектирование которых осуществляется на заказ.
Они представляют собой помещение (или его часть), оснащённое специальными информационными стендами, интерактивными макетами и т. д. Для каждой изучаемой дисциплины должна быть отдельная учебная лаборатория, имеющая собственный технический паспорт, в котором должны быть перечислены её основные характеристики, указан общий план, приведён перечень установленного в ней оборудования. Из этого можно сделать вывод, что проектирование учебных лабораторий производится в индивидуальном порядке.
Проект учебной лаборатории разрабатывается на заказ. В процессе участвует специально созданная рабочая группа, занимающаяся поиском технических решений для реализации идеи заказчика. На основании подготовленного проекта составляется техническое задание, передаваемое подрядной организации для его выполнения.
В проекте учебной лаборатории должны быть учтены все аспекты:
её назначение и типы проводимых в ней научных исследований и практических занятий;
удобство обучения (возможность полноценного выполнения лабораторных работ);
соответствие требованиям техники безопасности и охраны труда;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам;
наличие условий для работы людей с ограниченными возможностями;
экономические факторы и т. д.
С учётом особенностей проекта составляется смета расходов на создание учебной лаборатории. После утверждения всех документов идею можно воплощать в жизнь.
Проектирование учебной лаборатории – это сложный и ответственный процесс. От того, насколько тщательно он проработан, зависит удобство пользования помещением, эффективность обучения студентов, скорость приобретения ими практических навыков. Деятельность по созданию проекта начинается с формирования общей концепции учебной лаборатории. Далее следуют:
определение вида проводимых занятий и необходимого для этого оборудования;
конструкторская и архитектурная разработка;
проектирование инженерных коммуникаций;
планирование мероприятий по ТБ и ОТ;
оценка результатов проектирования.
Готовый проект утверждается заказчиком и передаётся в работу. От того, насколько грамотно он выполнен, зависит эффективность проведения практических работ в учебной лаборатории.