Учебные фильмы подразделяются на целостные, когда они полностью посвящены изучению предмета или явления в целом, и фрагментарные, в которых рассматриваются отдельные аспекты изучаемой темы. Целостные фильмы могут быть полнометражными (из четырёх и более частей) и короткометражными (две-три части). Продолжительность демонстрации одной части фильма составляет около 10 минут. Это общепринятый стандарт, который распространяется и на видеопродукцию.
Учебные фильмы в образовательном процессе используются сравнительно недавно. Во времена кинопроекторов их демонстрация требовала значительных затрат времени на подготовку показа. С наступлением эры персональных компьютеров значение учебных фильмов возросло на порядки. В наши дни они стали неотъемлемой частью образовательного процесса и важнейшим элементом систем интерактивного обучения.
Тематика учебных фильмов практически не ограничена. Она охватывает естественные и точные науки, искусство и прочие сферы знаний. Преимущества использования учебных фильмов в образовательном процессе заключаются в следующем:
они повышают мотивацию учащихся к учёбе;
делают занятия более интересными;
значительно возрастает интенсивность учебного процесса;
повышается степень усвоения информации;
фильмы способствуют систематизации получаемых знаний на подсознательном уровне.
Однако такие видеоматериалы не могут доминировать в учебном процессе. Они должны стать частью стройной системы обучения, в которой гармонично представлены все её стороны: работа преподавателя, самообучение и прочее.
При выборе учебных фильмов обязательно учитывают уровень подготовки учащихся. В противном случае можно нанести серьёзный вред обучению. Чрезмерный объём видеоинформации способен стать причиной пассивного отношения к учёбе. Эти недостатки в меньшей степени присущи фильмам, которые встроены в системы интерактивного обучения.
Интерактивные системы обучения позволяют применять индивидуальный подход к учащимся. То же самое можно сказать об используемых в них учебных фильмах. В отличие от классических лент интерактивные учебные фильмы могут работать в режиме диалога с учеником. Компьютерные технологии их просмотра предоставляют учащимся такие возможности:
возврат к заинтересовавшему объекту фильма;
получение дополнительной информации о нём, например истории его изучения;
свободную настройку параметров просмотра;
возможность перехода на начальные или более высокие уровни обучения по теме или предмету;
разделение главных и второстепенных аспектов процесса и т. д.
Мы готовы предложить вам комплексные решения, частью которых будут учебные фильмы, наглядные пособия, интерактивное оборудование и всё остальное, что необходимо для организации эффективного образовательного процесса в школе, вузах, на курсах повышения квалификации и для любых других форм обучения.