Создание учебного пространства – важнейший этап в процессе организации обучения. Класс следует оборудовать всем необходимым для того, чтобы студент чувствовал себя комфортно и не отвлекался на мелочи. В России действуют государственные стандарты, устанавливающие вполне определённые требования к размерам и планировке учебных помещений в общеобразовательных учреждениях, колледжах и вузах. При проектировании обязательно учитывают положения СНиП, ГОСТ, СанПиН и других нормативных документов, действующих в России.
Помещения для обучения студентов классифицируют следующим образом:
общеобразовательные;
профильные;
лаборатории;
лекционные аудитории;
для практических занятий.
Независимо от назначения класс комплектуют набором устройств и оборудования, обеспечивающего необходимый уровень безопасности и комфорта. Как правило, сюда относят системы вентиляции, пожаротушения и сигнализации, схемы естественного и искусственного освещения, коммуникации (отопление, канализацию, водоснабжение). В классах должны присутствовать все важные элементы, предусмотренные стандартами, однако никто не помешает усовершенствовать учебное пространство: например, увеличить площадь аудитории, установить современную сплит-систему, видеонаблюдение и прочие атрибуты комфорта.
Благодаря компьютерным технологиям сегодня можно создавать универсальные учебные пространства. Достаточно установить в классе мощное мультимедийное оборудование, чтобы студенты смогли в полной мере изучать теорию в любой отрасли знаний. К такой технике относят:
компьютеры, ноутбуки, другие гаджеты;
проектор с большим экраном;
программное обеспечение;
аудиосистемы и звуковое оборудование.
Следует учитывать, что обучение исключительно с помощью компьютерной техники требует тщательной проработки и подготовки программ, цифровых файлов.
Отдельного внимания требуют специализированные учебные классы с дополненной реальностью. Здесь в качестве основного инструмента обучения используется оборудование для 3D-визуализации. Как правило, это удобное ортопедическое кресло с джойстиками управления и датчиками контроля, шлем виртуальной реальности. Такое оснащение чаще всего используется для изучения и отработки практических навыков и решения сложных производственных задач.
Надевая шлем, человек полностью погружается в виртуальный мир, который максимально приближен к реальности. Регулярные тренировки с помощью 3D-тренажёра прививают столь необходимый студенту опыт. Человек, прошедший курс обучения с помощью виртуального оборудования, не растеряется в реальных условиях производства и примет правильное решение в критической ситуации. Именно поэтому учебные классы с дополненной реальностью становятся всё более популярными в системе профильного обучения при производствах.