На протяжении последних лет школьное и вузовское обучение претерпевает серьёзные изменения. Одно из таких значимых нововведений – активное использование интерактивных подходов, позволяющих ученикам и педагогам быть деятельными участниками урока. Это существенно отличается от более привычных для старшего поколения лекций и семинаров. В ходе интерактива получение знаний идёт посредством взаимодействия слушателей с учителем и друг с другом. Интерактивность делает весь образовательный процесс более динамичным и осмысленным.
Интерактивные технологии отлично зарекомендовали себя в обучающем процессе на уровне школ и вузов самых разных направленностей. Они позволяют не просто подать материал в готовом виде, а способствовать его самостоятельной добыче путём взаимодействия друг с другом. Учитель или преподаватель перестают быть трансляторами знаний, равно как и учащиеся ‒ статичными объектами. Их роли значительно меняются. Уроки превращаются в организованную творческую деятельность, в которую вовлечены все слушатели.
Интерактивные технологии активно используются при выполнении проблемных заданий, однозначные ответы на которые до сих пор не найдены. Такая форма проведения занятия позволяет организовать ход рассуждений, сформировать у слушателей критическое мышление. При поиске верного решения учащиеся начинают взаимодействовать в команде и делать свой вклад в общий результат, а также подбирать аргументы, при ответе отстаивать своё мнение, вести конструктивные споры, слушать и слышать своих оппонентов.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий заслужило одобрение со стороны независимых компаний, занимающихся изучением эффективности обучения по тем или иным методикам. Ключевые принципы применения подобных инструментов таковы:
использование интерактивных технологий для подачи нового материала;
рациональное распределение времени одного занятия на несколько связанных между собой динамичных элементов;
формирование взаимосвязи между следующими друг за другом этапами обучения;
обеспечение всестороннего развития и воспитания учащихся;
обязательная промежуточная проверка полученных знаний, наблюдение за ростом уровня знаний каждого ученика.
Использование интерактивных технологий в обучающем процессе повышает мотивацию слушателей к получению знаний, снижает у них уровень тревожности, даёт уверенность в своих силах, улучшает настроение всех участников процесса.
Чаще всего с этой целью задействуют следующие интерактивные технологии:
ролевую или деловую игру;
диспут и дискуссию;
мозговой штурм;
исследовательскую деятельность;
творчество;
информационные ресурсы.
На занятиях широко используются интерактивные макеты, представляющие собой современные наглядные пособия, привлекающие внимание к изучаемой теме и повышающие интерес у учащихся.