mail@maket-russia.ru

Интерактивные технологии в образовании..

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Интерактивные технологии обучения — это организация учебного процесса, в которой участники обязательно взаимодействуют друг с другом в коллективном, взаимодополняемом процессе познания.
Интерактивные технологии привносят необычность в повседневный режим образовательного процесса. При помощи интерактивной доски, уроки становятся динамичны, мобильны. Для педагога интерактивные технологии в учебном процессе позволяют не только увлечь детей изучаемыми предметами, но и дать им хорошие, обширные знания о мире.
Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность является составной частью мультимедиа. Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Формы интерактивности:
1. Реактивная интерактивность — демонстрация или первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Действенная интерактивность — использование гипертекстовой разметки, структура электронных справочников, энциклопедий, баз данных.
3. Взаимная интерактивность — ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире. Примеры приложений этого вида — игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы

Возможности интерактивности:
• иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
• линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
• управление объектами на экране с помощью мыши;
• диалоговая функция справки, обратная связь;
• построения объектов на экране;
• рефлексивные взаимодействия (тесты).

Примеры интерактивных средств обучения:
• первороботы lego nxt mindstorm;
• интерактивные приставки;
• беспроводной планшет;
• документ-камера;
• система интерактивного голосования;
• классические интерактивные доски;
• мультимедийные проекторы;
• компьютеры и оргтехника.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий: компьютером, принтером, мультимедийным проектором, сетью Интернет и интерактивной доской.
Однако среди всех компонентов информационнообразовательной среды электронная сенсорная доска с соответствующим программным обеспечением заменяет массу дополнительного оборудования и способна создать информационно-образовательную среду.

Активное применение интерактивных технологий в различных сферах пользования включая индустрию развлечений, научных испытаний, практических и теоретических аспектов работы различных учреждений, а также более всего встречается в сфере образования. Популярное использование интерактивных технологий в самых широких областях происходит за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации, так как такие технологии обладают неординарным представлением информации, привлечением внимания и большим эмоциональным зарядом. Интерактивные технологии — это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективной работе, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучения с применением интерактивных технологий. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся при помощи интерактивных технологий.

В образовательном процессе информация, получаемая на уроках обучаемыми распределяется так, что около 80 % информации воспринимается через органы зрения, около 15 % через слух и оставшиеся 5 % через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике.

Интерактивные технологии обеспечивают активизацию деятельности учителя и учащихся на уроке, способствует осуществлению индивидуализации обучения, развитие интереса к предмету, формированию знаний, активизация логического мышления, а также дают пространство для воображения. Благодаря интерактивным технологиям у обучающихся повысился интерес к обучению, появились мотивация и увлеченность учебным процессом, а также нацеленность на достижение результатов. Все это дает возможность улучшить качество обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивные технологии способствуют:
1. Повышению мотивации школьников к учению.
2. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации. 3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых.
4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого к числу преимуществ использования интерактивных технологий в школьном образовании можно отнести:
• визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
• визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) постепенно проникают во все сферы образования. Этому способствует глобальная информатизация общества, распространение в школах и вузах новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, создание государственных и международных программ, направленных на информатизацию образования.

В настоящее время большинство российских педагогов осознают необходимость изучения и освоения современных ИТ, которые можно использовать на уроках (телеконференции, электронная почта, электронные книги, мультимедиа и т.д.).

Организационные формы учебного процесса видоизменяются, увеличивается количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые носят исследовательский характер, получают распространение занятия вне аудиторий. Появление информационных технологий в учебно-воспитательном процессе влечет за собой и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим ученикам, теперь выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.

КАКИЕ ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ?

К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:
• Мозговые штурмы ( brainstorm)
• Круглые столы (дискуссия, дебаты)
• Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
• Деловые и ролевые игры
• Мастер-классы

Однако есть и другие популярные методики, например, сократические диалоги, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции и многое другое. Все эти методы объединены высокой эффективностью и целым рядом преимуществ.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

Обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;
появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.

Возврат к списку